Торговая марка представляет собой весьма реальную, хотя и нематериальную ценность. Для того, чтобы избежать присвоения, подделки или копирования товарного знака или знака обслуживания недобросовестными лицами, производится его регистрация, после чего спорные ситуации становится возможным разрешить в пользу правообладателя, в том числе и в суде.
Мы часто можем видеть, как в витринах магазинов, свадебных салонов, салонов красоты и других организациях торговли и услуг красуются бренды известных производителей. Если это делается без заключения лицензионного договора, это незаконная реклама. Судебные иски в таких случаях достаточно редки, но случается и такое.
Если товары были запущены в оборот в РФ с письменного разрешения правообладателя, использование торговой марки, расположенной на них, другими лицами является законным. В иных случаях для использования обозначений, на которые распространяется правовая охрана, в России требуется разрешение владельца, оформляемое в виде лицензионного договора.
Нарушитель прав на торговую марку обязан прекратить противозаконные действия. Он несет гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Один из цветочных магазинов Москвы разместил в витрине изображение бренда известной компании-производителя. Правообладатель подал исковое заявление в суд. В итоге переговоров по обоюдной договоренности компаний был заключен лицензионный договор. Но не всегда истец готов идти на мировую. И в таком случае для нарушителя могут наступить нежелательные последствия.
Охрана прав на ТЗ подразумевает, что правообладатель вправе потребовать от нарушителя закона:
С нарушителя прав на товарный знак за совершенные более одного раза или повлекшие за собой крупный ущерб действия может быть применено наказание:
Судебная защита также предусматривает, что с нарушителя прав на незарегистрированный в России товарный знак за многократные или повлекшие за собой крупный ущерб деяния может быть применено наказание:
Когда нарушения прав на зарегистрированный или незарегистрированный в России товарный знак совершались более одного раза или повлекли за собой крупный ущерб, и,по предварительному сговору, нарушения были совершены организованной группой или группой лиц, к ним может быть применено наказание:
Защита товарного знака за рубежом также осуществляется на основании регистрационного факта, но иногда, как, например, в США – на основании доказанного факта его использования. Со времен Парижской конвенции особое внимание уделяется защите общеизвестных товарных знаков во всем мире.
Компания (назовем ее «Теттроним») предъявила иск компании «Теттроним-Нео» за якобы имевшее место сходство с ее торговой маркой. В результате расследования суд определил, что используемое на печатной продукции ответчика изображение сильно отличается от логотипа истца по форме и цветовой гамме. На основании этого иск не был удовлетворен.